Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Инструктивно-методическое письмо

Дата: 27 января в 01:50, Обновлено 11 июня в 13:35

Инструктивно-методическое письмо

«Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.

В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).

Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.

Руководитель ВПВ имеет право:

проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);

проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;

осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).

Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.

В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;

Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);

Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);

Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);

инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);

иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.

Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.

2. Планирование работы руководителя ВПВ.

Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.

Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).

К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.

Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:

1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год

2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.

3. Планирование деятельности на учебный год.

Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.

При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:

мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;

взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).

Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.

Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.

3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.

При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:

массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;

групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии,  проекты и др.;

индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.

В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.

Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).

Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.

С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).

Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);

пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;

развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;

взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;

качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).

4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:

классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;

педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;

библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;

педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;

руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;

учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;

законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;

представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:

- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;

- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.

При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:

информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);

интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;

вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;

рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;

музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;

военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;

библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;

видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;

художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;

сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).

На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.

Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).

Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).

Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.

Приложение 4.

Анкета

для учащихся учреждений общего среднего образования

Анкетирование проводится с целью изучения мнения учащихся об организации работы по военно-патриотическому воспитанию в учреждении образования.

Внимательно прочитайте вопросы и все предложенные варианты ответов. Выберите ответ(ы), который соответствует Вашему мнению. В открытом вопросе Вы можете написать свой вариант ответа. В табличном вопросе необходимо указать один ответ в каждой строке.

Ваше мнение позволит сделать работу по военно-патриотическому воспитанию более интересной и полезной. Опрос анонимный, свою фамилию указывать не надо.

1. Какие мероприятия по военно-патриотическому воспитанию проводились в Вашем учреждении образования в текущем учебном году? (возможно несколько вариантов ответа)

  1. Уроки мужества
  2. Дни воинской славы
  3. Вахта памяти у Вечного огня 9 мая
  4. Благоустройство воинских захоронений
  5. Встречи с ветеранами войны и труда, детьми войны, оказание им шефской помощи
  6. Тематические экскурсии в музеи
  7. Посещение памятных мест (Кургана Славы, обелисков и др.)
  8. Экскурсии в воинские части
  9. Встречи в учреждении образования с представителями воинских частей, подразделений Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований
  10. Посещение дней открытых дверей в военных учебных заведениях
  11. Профориентационные мероприятия в учреждении образования с участием представителей военных учебных заведений
  12. Просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики
  13.  Военно-патриотические квест-игры, викторины, конкурсы
  14.  Военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница»
  15.  Спартакиада допризывной молодежи
  16.  Другое (напишите)________________________________________
  17.  Ничего из перечисленного выше

2. В каких из перечисленных мероприятий Вы принимали участие? (возможно несколько вариантов ответа)

  1. Уроки мужества
  2. Дни воинской славы
  3. Вахта памяти у Вечного огня 9 мая
  4. Благоустройство воинских захоронений
  5. Встречи с ветеранами войны и труда, детьми войны, оказание им шефской помощи
  6. Тематические экскурсии в музеи
  7. Посещение памятных мест (Кургана славы, обелисков и др.)
  8. Экскурсии в воинские части
  9. Встречи в учреждении образования с представителями воинских частей, подразделений Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований
  10. Посещение дней открытых дверей в военных учебных заведениях
  11. Профориентационные мероприятия в учреждении образования с участием представителей военных учебных заведений
  12. Просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики
  13.  Военно-патриотические квест-игры, викторины, конкурсы
  14.  Военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница»
  15.  Спартакиада допризывной молодежи
  16.  Другое (напишите)________________________________________
  17.  Ни в каких из перечисленных

3. Принимаете ли Вы участие в:

(отметьте один вариант ответа в каждой строке)

Да

Нет, но хотел(а) бы

Нет, не заинтересован(а)

  1. Тематических неделях военно-патриотической направленности

1

2

3

  1. Профильных лагерях военно-патриотической направленности

1

2

3

  1. Поисковой деятельности

1

2

3

  1. Работе военно-патриотических объединений (клубов)

1

2

3

  1. Республиканских проектах и акциях военно-патриотической направленности

1

2

3

4. Если Вы принимаете участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, то что Вас побуждает это делать? (возможно несколько вариантов ответа)

1. Возможность помочь другим людям, принести им пользу

2. Интерес к военно-патриотической тематике

3. Стремление сохранить память об исторических событиях, героях своей страны

4. Заинтересованность в приобретении военной профессии

5. Возможность разнообразить свой досуг, поучаствовать в различных играх, соревнованиях и др.

6. Интерес к истории и краеведению

7. Возможность получить полезную информацию, расширить кругозор

8. Общение с одноклассниками, друзьями

9. Возможность почувствовать себя успешным, найти приложение своим способностям

10. Другое (напишите)_________________________________________

5. Мероприятия военно-патриотической направленности, в которых Вы принимали участие, были для Вас интересны и полезны? (отметьте один вариант ответа)

1. Да, вполне

2. Не совсем

3. Нет

4. Я не участвовал в мероприятиях военно-патриотической направленности

6. Что побуждает Вас участвовать в мероприятиях военно-патриотической направленности, проводимых в Вашем учреждении образования: (возможно несколько вариантов ответа)

1. Собственное желание

2. Требование классного руководителя, руководителя по военно-патриотическому воспитанию, администрации учреждения образования

3. Совет родителей

4. Совет друзей

5. Не принимаю участия

7. Если Вы НЕ принимали участия в мероприятиях военно-патриотической направленности, то укажите причину (возможно несколько вариантов ответа)

1. Не хватает свободного времени (посещаю занятия в других объединениях по интересам и др.)

2. Интересующее меня мероприятие военно-патриотической направленности в учреждении образования не проводилось

3. Меня не интересуют мероприятия данной тематики

4. Я не всегда знаю о проводимых в учреждении образования мероприятиях

5. Родители не считают, что я должен участвовать в военно-патриотических мероприятиях

6. Другое (напишите)__________________________________________

8. Учитываются ли Ваши пожелания и предложения при планировании и организации мероприятий военно-патриотической направленности? (отметьте один вариант ответа)

  1. Да
  2. Иногда
  3. Нет
  4. Затрудняюсь ответить

9. В каких из перечисленных мероприятий Вы хотели бы принять участие в будущем? (возможно несколько вариантов ответа)

  1. Уроки мужества
  2. Дни воинской славы
  3. Вахта памяти у Вечного огня 9 мая
  4. Благоустройство воинских захоронений
  5. Встречи с ветеранами войны и труда, детьми войны, оказание им шефской помощи
  6. Тематические экскурсии в музеи
  7. Посещение памятных мест (Кургана славы, обелисков и др.)
  8. Экскурсии в воинские части
  9. Встречи в учреждении образования с представителями воинских частей, подразделений Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований
  10. Посещение дней открытых дверей в военных учебных заведениях
  11. Профориентационные мероприятия в учреждении образования с участием представителей военных учебных заведений
  12. Просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики
  13.  Военно-патриотические квест-игры, викторины, конкурсы
  14.  Военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница»
  15.  Спартакиада допризывной молодежи
  16.  Другое (напишите)________________________________________
  17. Затрудняюсь ответить
  18. Ни в каких из перечисленных

10. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы мероприятия военно-патриотической направленности стали более полезными и интересными для школьников? (напишите) ______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.